Нормы развития речи у ребенка от 2 до 6 лет: когда бить тревогу?

Нормальные показатели речевого развития у детей

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Лямусик

Блог о беременности и воспитании ребенка

Задержка развития речи у ребенка. Когда стоит бить тревогу?

Одним из главных и необходимым качеством для людей является общение. Благодаря ему люди получают возможность познавать мир, ставить перед собой цели, достичь желаемого, найти свое предназначение, стать счастливым… Как известно речь не является врожденным фактором, и у новорожденного она отсутствует. Стимулом для ее развития и является необходимость в общении, передачи эмоций. Так от чего же происходит задержка развития речи у ребенка и как это предотвратить?

Первые признаки задержки речи

Первые признаки речи у ребенка начинают проявляться с двух месяцев. Это является одним из наиболее важных сигналов для родителей, от которых напрямую зависит, насколько хорошо и правильно будет говорить их ребенок. Если они его проигнорируют, то впоследствии это приведет к плачевным результатам, развитие речи у ребенка затормаживается, что в итоге отрицательно сказывается на его полноценном развитии.

К сожалению статистика печальна, установлено, что почти у 40% малышей четырех-шести лет обнаруживаются такие отклонения.

Не имея возможность общаться, ребенку тяжелее удается познавать мир, заводить друзей, учиться, а хуже всего-то, что задержка речи приводит к отставанию в умственном развитии. Такой диагноз специалисты обычно ставят, начиная с трех лет, но первые признаки можно заметить намного раньше, первый год-два.

Факторы отклонений развития речи у ребенка

Факторы, из-за которых происходит задержка развития речи у ребенка делятся на внутренние и внешние. Внешний — заключается в не совсем благоприятной домашней среде. Близкие мало общаются и занимаются с малышом или у родителей сжатый словарный запас, ограничивающийся несколькими короткими фразами, содержащие как грамматические, так и речевые ошибки.

Читайте также:  Речь ребенка до 1 года: гуление и лепет

Второй – внутренний, связанный с замедленным развитием речевых клеток головного мозга, как следствие патологий при беременности или родов, а также с заболеваниями первых лет жизни ребенка. Причиной могут стать частые его падения, оставленные без внимания, а также следствия черепно-мозговых травм. Не редко бывает, что причина скрывается в пониженном слухе, который не всегда вовремя выявляют на ранней стадии.

В некоторых случаях задержкой в развитии речи является генетический фактор, передаваемый из поколений, а также отставание в общем или умственном развитии.

Формирование речи у ребенка

Речь у здорового ребенка формируется поэтапно и длится на протяжении нескольких лет:

  • Обычно в первый месяц, полтора, он прислушивается к голосам, начинает узнавать знакомые и радостно на них реагировать, понемногу учится произносить гласные, а в полгода, вовсю лепечет.
  • В 1,5 говорит первые несложные слова, может понимать и отличать голоса окружающих.
  • 2-3 года появляются первые словосочетания и фразы, содержащие еще ошибки в звуках и произношении, но со временем это проходит.
  • К пяти годам речь полностью формируется, ребенок полноценно может разговаривать, общаться, легко познавать мир на понятном всем языке.
  • В шесть лет он уже самостоятельно пересказывает небольшие тексты и стишки, описывает разные события, связанно и осмысленно.

Важно знать, что чем раньше будет выявлена у ребенка задержка в развитии речи, чем быстрее родители и близкие обнаружат у него отклонения, тем эффективнее и успешнее будет протекать лечение.

Когда стоит бить тревогу, если у ребенка задержка речи?

Родителям необходимо тревожиться и принимать меры если:

  • К трем месяцам ребенок плохо реагирует на знакомые голоса, не проявляет к них никаких эмоций.
  • Не лепечет после восьми месяцев и не пытается произносить гласные.
  • Если к полутора годикам не может говорить первые несложные слова, отвечать на простые вопросы родителей.
  • После двух лет имеет скудный словарный запас и его не удается пополнить.
  • В два с половиной года не связывает слова во фразы и предложения.
  • В 3 года ребенок разговаривает настолько плохо, что его понимают только родные и близкие ему люди.

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда. Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению. Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга.

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам.

Главное не упустить время, ведь нет ничего важнее для родителей, чем здоровое и полноценное развитие своего малыша, его улыбка и веселый лепет, первое слово, первые стишки, сказки и бесконечные, почемучки….

Тревожный диагноз – недоразвитие речи. История мальчика, который долго молчал

Когда ребенок в 3 года единственный в песочнице не говорит, можно представить, что творится в душе у родителей. Мы поговорили с мамой, пережившей подобный опыт, а также специалистом-логопедом, которая объяснила причины всевозможных задержек речевого развития.

Источник фото: архив автора

Мальчик, который «переговорил» свой диагноз

В районе года у Саши был традиционный небольшой набор слов «папа», «мама», «на». Шли месяцы, но запас слов так и не увеличивался. Попытки «разговорить» ребенка результатов не давали. Маму, как могли, поддерживали родственники:

Он пошел в отца, тот тоже долго молчал, но в 3,5 года его прорвало.

Потом говорили, что ребенок пойдет в сад и заговорит в детской компании. Но даже в 3,5 года Саша толком говорить не научился – лишь небольшие простые предложения,состоящие из 2-3 слов.

В поликлинике ребенку поставили диагноз «стертая дизартрия» и общее недоразвитие речи 2-го уровня. Оказалось, это один из самых распространенных логопедических вердиктов. Стало ясно, что проблему «перерасти» невозможно, нужна постоянная языковая муштра дома и со специалистом.

В семье нашли частного педагога, который два раза в неделю делал логомассаж, разминая специальным инструментом атрофированные мышцы языка, проводил всевозможные разминки, ставил звуки. Уже через год индивидуальные занятия дали видимый, а главное слышимый результат.

К этому времени Саша по очереди попал в логопедическую группу в саду. В таких группах, как правило, в два раза меньше воспитанников, своя специальная дошкольная программа, ежедневные групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

Источник фото: abecedaroditeljstva.com

Также в формуле успеха обязательная составляющая – постоянная работа дома с родителями.

За год в спецгруппе Саша из молчуна превратился в неугомонного «почемучку». А еще через год неприятный диагноз был аннулирован и мальчик без проблем пошел в школу.

Эта реальная история закончилась хорошо. Но всегда ли детям удается “перешагнуть” через задержку речевого развития? И насколько в целом это распространенная проблема?

На наши вопросы ответила логопед детского ясли-сада № 262 Минска Ольга Новацкая.

Что может быть причиной задержки речи

К сожалению, сегодняшние дети начинают говорить значительно позже, чем свои сверстники еще 15-20 лет. Количество детей с задержкой речевого развития и другими речевыми нарушениями неумолимо растет.

Причин для этого может быть много. Еще до беременности на ребенка накладывает отпечаток наследственность и образ жизни будущих родителей.

Во внутриутробном периоде негативно сказываются токсикоз, резус-конфликт между матерью и ребенком, стрессы, перенесенные заболевания матери во время беременности.

Также причинами нарушения речи могут быть родовые травмы: черепно-мозговые травмы, асфиксия, обвитие пуповиной, тяжелые заболевания, перенесенные до года: гнойный отит, менингит, энцефалит.

Иногда нарушения речи детей могут возникать по вине окружающих: неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности. Либо, с другой стороны, это излишнее «сюсюканье» приводит к тому, что ребенок перестает стремится к совершенствованию собственной речи.

Современные гаджеты также вносят свою лепту. Дело в том, что формирование и развитие речи происходит только в непосредственном, живом общении, где ребенок не только слушает, но и отвечает, включается в диалог, не только словами, но и мыслями, действиями и чувствами.

Поэтому есть рекомендация исключать просмотров телевизора/мультиков детям до 2 лет. Несомненно, в современном мире мы не сможем оградить детей от компьютера, планшета или телефона полностью, но прежде всего необходимо помнить об их дозированном и разумном использовании детьми.

Как правильно общаться с ребенком

Для родителей важно с самого рождения ребенка – проговаривать все, что происходит вокруг. Все ежедневные ваши ритуалы: купание, кормление, одевание на прогулку и многое другое.

Все, что ребенок делает, старайтесь обозначить определенным звуком или словом. Ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает в себя и накапливает весь словарный запас.

Уделяйте внимание развитию мелкой моторики рук ребенка. Необходимо помнить, что все речевые зоны находятся на кончиках пальцев ребенка. Ежедневные пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки», «Коза рогатая», пальчиковый массаж, лепка, игры с крупами и природным материалом способствуют активизации и развитию речевых центров в коре головного мозге.

Следующее, на что следует обратить внимание – это развитие фонематического слуха. Фонемы- это слова близкие по звучанию, например: каска-кашка. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для становления правильной речи.

Читайте также:  Ребёнок в 2,5 года не разговаривает: что делать

Источник фото: integratsia.com

Можно взять различные музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, пианино. Ребенок не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

То же самое можно проделать с сыпучим материалом. Насыпать в пустые баночки разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по-разному.

Возможно, игры не сразу дадут положительный результат, но в процессе игр ребенок будет развивать память и мышление, что является основой для развития фонематического слуха

Как в норме развивается речь

Как правило, у ребенка к первому году в словаре около 10 слов.

К двум годам должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. При этом важно помнить, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5-3 годам.

К трем годам в речи появляются прилагательные и простые предлоги. Речь ребенка становится более понятной для взрослых. В звукопроизношении появляются звуки С, З, Ц, дети начинают использовать фразу из трех – четырех слов.

В возрасте 4-5 лет появляются звуки верхнего подъема: Ш, Ж, Ч. В речи детей появляется так называемое «словотворчество».

Источник фото: kinder-land.by

В 5-6 лет формируются звуки Л, Р. В этом возрасте ребенок правильно произносит все звуки в речи. В своих рассказах использует как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Когда бить тревогу

Таким образом, если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, не связывает слова в фразы, необходимо обратиться к специалисту.

Такая же рекомендация, если в возрасте 4-5 лет у ребенка бедный словарный запас, частое неправильное употребление слов, искажение окончаний, ребенок плохо пересказывает сказки, не выговаривает звуки, переставляет, пропускает звуки в слове.

Если ребенок помимо отсутствия речи не откликается на имя, не реагирует на обращенные к нему инструкции, не смотрит в глаза взрослому, предпочитает уединение, либо присутствуют какие-то нецелесообразные движения – это повод, чтобы обратиться к специалисту.

Ни в коем случае не стоит бояться записи в карточке. Если ребенок в ходе коррекционной работы исправляет свое речевое нарушение, то в карточке, фиксируется «речевое развитие соответствует возрасту, речь в норме».

Знакомы с проблемой не понаслышке? Расскажите о своем опыте в комментариях

Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Содержание статьи:

Первые годы жизни ребенка определяют становление его речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонение от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

Основные критерии оценки развития речи у детей от 2 до 6 лет

Не все родители могут правильно оценить динамику развития речи детей. Часть мам и пап, видя, как бойко общаются сверстники их малыша, готовы форсировать его речевое развитие и нагружать непосильными заданиями. А некоторые родители, наслушавшись рассказов о том, как внезапно начинают говорить в 3-5 лет доселе молчавшие дети, ждут такого же чуда, не обращая внимания на то, что их малышу нужна срочная помощь логопеда и невропатолога. Чтобы правильно оценить речевое развитие детей, нужно знать критерии и нормы каждого возраста.

К 2 годам заканчивается этап первичного освоения родного языка, начинается этап освоения языковой системы и основных грамматических правил.

Достижения речевого развития дошкольного возраста:

Активный словарь к 3 годам достигает 1000-1200 слов, в основном, это существительные и глаголы. Малыш активно занимается словотворчеством, может сам придумывать слова. Предложения, по большей части простые, появляются вопросительные слова (как, где, почему). Звукопроизношение пока нечеткое, могут отсутствовать шипящие звуки, укорачиваться слова, меняться местами слоги. Ребенок свободно ориентируется в знакомой обстановке, может назвать множество предметов и действий. Он с интересом слушает простые сказки, повторяя за взрослыми отдельные фразы из них.

К 3 годам дети могут отгадывать простые загадки, запоминать наизусть маленькие тексты, если ему их читали много раз. Фразы простые, звукопроизношение не совершенно, часты грамматические ошибки в употреблении числа, рода, падежа, но речь легко можно понять. Дети уже задают первые вопросы, могут подражать интонации взрослых.

Ребенок начинает рассуждать, его словарь достигает 2000 слов к концу четвертого года. Продолжается активное словотворчество, придумывание собственных слов. Фразы детских высказываний короткие, состоят из 3-4 слов, появляется больше прилагательных, наречий, числительных.

Основные дефекты звукопроизношения в этом возрасте – замена шипящих, отсутствие звуков Ц, Л, Р. В сложных словах малыш может переставлять слоги местами или пропускать их. Дети начинают замечать недостатки в речи сверстников. Трехлетние запоминают и с удовольствием рассказывают стихи и маленькие сказки наизусть.

К рубежу пятилетнего возраста ребенок приходит, имея в активном словаре около 3 000 слов. Он точно называет предметы, придумывает собственные словечки из странных на слух взрослого сочетаний звуков. В речи много прилагательных, есть наречия, сложные предлоги и местоимения. Предложения сложные, высказывания правильно оформленные, появляется монологическая речь.

Дети могут пересказать только что прочитанный рассказ или сказку, описать игрушку, картинку. Звукопроизношение приближается к литературной норме, хотя еще может не быть четкого произношения шипящих и звуков, Л, Р. Появляется интонационная выразительность речи, дети могут произносить слова тихо и громко, шепотом, рассказывать стихи с большим артистизмом.

Речь дошкольника в этом возрасте находится на уровне речи взрослого, в его активном словаре более 3000 слов. Дети понимают, что такое обобщающие слова, могут рассуждать об отвлеченных понятиях. Речь грамматически правильна, предложения полные и развернутые.

Звукопроизношение правильное, хотя до сих пор может встречаться дефектное произношение звуков Л, Р. Связная речь совершенствуется – ребенок может без помощи взрослого пересказать содержание литературного произведения, описать произошедшие с ним события. При чтении стихов он применяет богатую интонацию, средства выразительного чтения.

Развитие речи ребенка от 2 до 6 лет в таблице

Темпы речевого развития индивидуальны, но в норме речь каждого человека проходит по одному и тому же пути. Допускаются отклонения в несколько месяцев, однако достижения каждого года должны соответствовать норме.

До 2 лет

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

ВозрастПроявления речевого развития в норме
  • В 4-5 мес. – лепет
  • В 1 год 2 мес. – 6 слов
  • В 1,5 года – 7-25 слов
  • В 2 года – фраза из 2 слов
  • Словарный запас от 70 до 250 слов
  • Начинает изменять слова по родам, числам и падежам
  • Появляются местоимения Я, ТЫ, МНЕ
  • Знает, что такое «ОДИН»
  • Проговаривает свои действия
  • Он задает вопросы
  • Может пересказать маленький рассказ или сказку, пользуясь вопросами взрослого
  • Проявляет инициативу в общении
  • Дети произносят почти все звуки родного языка
  • Они употребляют сложные предложения
  • Речь чистая и отчетливая, богатая интонациями
  • Словарный запас достаточен для активного общения
  • Четко произносит слова и звуки
  • Высказывания детей богаты интонационно, несут интересное содержание, речь выразительна

Речевые нарушения имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет только специалист. Однако внимательные родители в состоянии понять, когда бить тревогу и обращаться за квалифицированной помощью .

Тревожные сигналы речевого развития ребенка: когда бить тревогу?

Если у дошкольника отмечаются отклонения от нормального уровня речевого развития, нужно провести обследование его речи у логопеда детской консультации или развивающего центра, как можно скорее начать коррекционные занятия.

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

ВозрастОтклонения от нормы
До 2 лет
  • Молчит или лепечет на непонятном языке
  • Отворачивается, когда ему задают вопросы
  • Общается жестами, в речи почти нет слов
  • Дети не используют речь, как средство общения
  • Активный и пассивный словарь крайне мал
  • Дети не могут построить даже короткое предложение
  • Не понимает смысл сказки, потешки, не может ответить на простой вопрос по ее содержанию
  • Дети говорят на одном им понятном языке
  • Они неохотно повторяют за взрослым слова и предложения
  • На просьбу «скажи еще раз, повтори лучше» ребенок не откликается
  • Заметны нарушения мелкой моторики, недоступны точные движения
  • Дети не знают названия окружающих их предметов
  • Они не понимают значения предлогов
  • Ребенок не может выполнить артикуляционное движение по показу взрослого в нужной последовательности
  • Речь неразборчива, в ней отсутствует много звуков, часты перестановки слогов и звуков
  • Ответы на вопросы односложны, словарный запас скуден, ограничен бытовыми словами
  • Не может рассказать о предмете, о чем-то из собственного опыта
  • В словах пропускаются и переставляются слоги и звуки
  • Говорит неразборчиво, невозможно определит на слух, правильно ли использует слова, предлоги, согласовывает части речи
  • Словарный запас крайне мал
  • Говорит короткими неполными предложениями
  • Не выговаривает большое количество звуков
  • Коверкает слова, переставляет в них звуки и слоги местами
Читайте также:  13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Чем раньше начата коррекция речевых нарушений, тем меньше сил и времени придется потратить на овладение ребенком речевой системы родного языка.

Молчаливый ребенок: когда бить тревогу

«Почему мой ребенок до сих пор молчит, а у знакомых вон уже как разговаривает?» Возможно, и вы задаетесь таким вопросом про своего малыша. В последнее время «молчунов» встречается все больше. Так когда же молчание ребенка считается нормой, а когда пора начинать бить тревогу?

Текст: Марина Рябцева · 31 мая 2016

У всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается, поэтому и заговорить они могут в разное время. К тому же есть наблюдение, что мальчики в этом деле отстают от девочек на 4−5 месяцев. Однако есть усредненные показатели.

В 7−10 месяцев ребенок как минимум должен лепетать, то есть произносить «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

В год дети в среднем произносят около десяти слов. Здесь учитываются не только полноценные слова, но и такие, как, например, «мя», которое обозначает кошку. Кстати, многие родители отвергают «детские» слова наподобие «бибика». Не стоит этого делать. Чтобы ребенок захотел говорить, не испугался сложнопроизносимых слов, они должны быть максимально легкими, доступными для артикуляционного аппарата. Пусть начнет с них, так ему понравится говорить. Ну, а постепенно отойдете от «детских» слов и начнете называть все как полагается.

В два года ребенок должен говорить не менее 50 слов и уметь строить из них простейшие предложения, такие как «мама, дай», «баба, на», «дай пить». И это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован большой пассивный словарный запас.

В 2,5 года дети говорят уже не меньше 200 слов. В этом возрасте к существительным, глаголам и местоимениям добавляются прилагательные. Ребенок должен знать всех родственников, произносить имена, знать свое имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

Речь трехлетнего ребенка должна уже быть понятна незнакомому человеку. Предложения сложные, много новых слов.

Еще раз напомним, что все дети индивидуальны. Если один в год читает стихи, а второй произносит лишь пару слов, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие. Но если в 2,5 года он по-прежнему не может произнести больше 20 слов, необходимо посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Не забывайте, что сам по себе ребенок долго не заговорит, с ним надо заниматься. Что же способствует лучшему развитию ребенка, а что тормозит его речь?

  • Дети, которым много читают, начинают говорить раньше. Причем начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот просмотр телевизора, наоборот, замедляет развитие речи.
  • Больше общайтесь с ребенком. Многие родители считают, что малыш ничего не понимает, поэтому разговаривать с ним бессмысленно. Это заблуждение. Во-первых, слушая родителей, у ребенка накапливается пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, а это очень важно для развития речевого аппарата.
  • Гиперактивные дети могут начать говорить позже. У таких детей эмоции бьют через край, и они просто не успевают выражать все словами. Чересчур тихие дети тоже могут страдать задержкой развития речи. Тихонь все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.
  • Поздно начинают говорить и те малыши, которых родители понимают без слов. Если мама угадывает все желания ребенка, ему просто незачем напрягаться и говорить о них.
  • Не стоит и выполнять все требования ребенка по его крику. К примеру, он закричит, глядя на игрушку, и ее тут же несут. Зачем тогда говорить «дай» или как-то называть сам предмет?
  • Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком. Если это отставание становится сильным, уздечку стоит подрезать. Этим занимаются хирурги-стоматологи. Кстати, если вас к нему направит логопед, то процедура в государственной клинике будет бесплатной.

Факторов, влияющих на задержку речи, много. Среди них и поздний переход к твердой пище, и частые болезни, и неразвитость мелкой моторики, и много других причин. Главное – заниматься с ребенком, не пускать все на самотек, а в случае необходимости обязательно обратиться к логопеду.

Речь ребенка в 2,5 года: нормы и отклонения

21.08.2015 , Нормы развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

Чем взрослее становятся наши детки, тем большую потребность они испытывают в умении разговаривать. Как иначе они сообщат маме, что интересного увидели, что голодны или замерзли, что хотят поближе познакомиться с тем или иным предметом. И со сверстниками общаться без помощи речи тоже проблематично. Поэтому способность доносить свои мысли становится жизненной необходимостью деток к 2-3 годам. В прошлой статье мы уже говорили о том, как развивается речь ребенка в 2 года. Сегодня поговорим о следующем возрастном периоде.

Многих родителей интересует, укладывается ли в нормы развитие речи их ребенка в 2,5 года. Ведь примерно в этом возрасте перед ними впервые встает вопрос, а не нужно ли обратиться к логопеду или все в порядке?

Речь ребенка в 2,5 года: нормы

Итак, давайте посмотрим, что должен знать и уметь ребенок в 2,5 года:

  • Повторять за взрослым несложное предложение из нескольких известных и понятных слов;
  • Использовать речь для общения со взрослыми и другими детьми;
  • Отвечать на простые вопросы, которые требуют простых ответов;
  • Проговаривать свои действия, играя или занимаясь чем-то в быту;
  • Выслушать небольшой рассказ из книги, где нет картинок;
  • Словарный запас – около 1000-1200 слов.

Как развивать речь ребенка в 2,5 года

Хотите, чтобы у вашего малыша в будущем была красивая чистая речь, чтобы ему было легко учиться в школе, устанавливать контакт и общаться с другими людьми? Позаботьтесь об этом уже сейчас. Вот, что вы можете сделать:

  • Если кроха еще не превратился в почемучку, то скоро это произойдет. Не оставляйте без внимания его вопросы, готовьтесь давать доступные его возрасту ответы;
  • Показывая предметы, обязательно проговаривайте не только их названия, но и некоторые характеристики (размеры, цвета, назначение, температура, вкус и т.п.). Если возможно, дайте ему ощутить ту или иную характеристику, например, гладкость книжной обложки, холод продуктов из холодильника, сладость банана. Помните, что требуется многократное повторение. Время от времени проверяйте как, малыш усвоил новое слово;
  • Читайте ребенку книги и рассказывайте, что изображено на иллюстрациях, и ему тоже задавайте вопросы по картинкам. Вы можете превратить совместные чтения любимых сказок в увлекательную игру. Как это сделать, прочитайте в статье “Читаем вместе сказку Чуковского “Айболит”.
  • Комментируйте действия самого ребенка и других людей;
  • Постарайтесь заинтересовать его игровыми артикуляционными упражнениями, работайте над правильным произношением отдельных звуков;
  • Заучивайте с ребенком стихи, песни и потешки.

Когда бить тревогу?

Раз уж мы говорим о становлении речи ребенка в 2,5 года, важно отметить, в каких случаях требуется помощь специалиста.

  • К логопеду нужно идти, если у малыша очень маленький словарный запас . Некоторые дети даже не произносят самых простых слов: «мама», «киса», «дай» и т.п. Зато очень охотно лепечут на своем «тарабарском» языке, жестикулируют вместо того, чтобы объяснить, что хотят или «мычат» и «ыкают».
  • Отклонения от нормы есть и когда малыши не интересуются новыми словами , не пытаются их повторять, не могут составить коротенького предложения из 3-5 слов.
  • Кроме того, в речи ребенка от 2,5 до 3 лет должно присутствовать подавляющее большинство звуков. Пусть даже они не всегда четко выговариваются (пока еще это нормально). Если малыш пользуется лишь 10-15 звуками, есть повод задуматься.

В этих случаях не имеющим специальных знаний родителям будет очень сложно справиться с проблемой отставания в развитии речи.

Даже если сегодня развитие речи вашего ребенка несколько отстает от норм, не стоит расстраиваться. Главное, хотеть и стараться наверстать упущенное и заниматься с малышом самостоятельно и при необходимости отправиться к специалисту. И совсем скоро ваша кроха порадует вас своими перлами, которые вы бережно будете хранить в памяти.

Ссылка на основную публикацию