История риторики: возникновение, развитие и рассвет античной и русской риторики

Риторика (Е. А. Костромина)

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность
  • Тема 4.. Текст как результат речевой деятельности
  • Тема 5.. Логика ораторской речи
  • Тема 6.. Техника звучащей речи

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика (Е. А. Костромина) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435– 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469— 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Позднее начало постепенно складываться теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который в 335 г. до н.э. написал «Риторику». Труд Аристотеля состоит из 3-х частей: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы и приемы, применяемые в ораторском искусстве. Аристотель считается основоположником теории спора. В риторике он различал диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины, эристику – искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Развитие риторики в Древнем Риме

Дальнейшее свое развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме в I в. до н.э. В плеяде известнейших древнеримских ораторов звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) – глава римского сената, автор трех трактатов: «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.

Другой римский оратор и теоретик красноречия – Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н.э.), который написал «Риторические наставления», состоящие из 12 книг и охватывающие опыт нескольких столетий. Книги отразили проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове.

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия – ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы – Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище «Златоуст» свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Следующий этап развития риторики – эпоха Возрождения – для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация». Части риторического канона: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение – стали рассматриваться как отдельные самостоятельные направления риторической науки. В трудах французского философа и логика Пьера де ла Раме активно разрабатывались такие разделы, как элокуция и акцио.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях – вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. – византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно- поучительный пафос, вера в то, что дар слова – великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения – «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.

Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова – автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно- философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.

В конце XVIII – начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.

В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Возникновение и развитие риторики (стр. 1 из 3)

по дисциплине «Риторика»

по теме: «Возникновение и развитие риторики»

1. ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ

3. РИТОРИКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

4. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

5. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

6. РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ПЕРИОД С 17 ПО 19 ВЕК

7. РЕНЕССАНС РИТОРИКИ

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство – сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука – риторика.

Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность врача будут претендовать врач и оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.

1. ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ

Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. Для одного оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским искусством, для другого – оно выступает как синоним пустословия, краснобайства, третий – воспринимает слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» как синонимы. Рассмотрим соотношение между этими понятиями.

Древнейшее из них – красноречие – «красная (красивая) речь». Когда мы бываем особенно красноречивы? Когда нас что-то особенно «задевает», есть интерес в убеждении. Отсюда можно сделать вывод, что красноречивость – это природный дар, которым в разной степени наделен любой человек. Такой дар можно определить как врожденную способность к созданию более или менее «заразительной» речи, которая воспринимается как идущая к сердцу и ведомая сердцем. Истинно красноречивый человек всегда выражает то, что он чувствует сам, в истинность чего он, безусловно, верит. Обращаясь прямо к сердцам своих слушателей, он не нуждается ни в каких особых приемах, законах. Эффективность его речи определяется искренностью обращения к слушателям.

Искренность и стремление к общению – важные условия успеха оратора, но они не могут заменить умения. Знаменитый американский актер Джефферсон однажды точно заметил: «Произнести яркую речь – одно дело, а произнести ее ярко – другое». Оратор уже не обязательно должен чувствовать и испытывать сам то, что он внушает другим. Но он должен точно представлять себе, что могут или должны почувствовать, осознать или сделать слушатели при восприятии его речи. Он должен рассуждать над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей уместны те или иные приемы, средства убедительности речи. Этим он отличается от просто красноречивого человека. Это уже искусство – «ораторское искусство», мастерство. Оратор должен выделять приемы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учетом возрастных, умственных, эмоционально-волевых и других качеств и возможностей своих слушателей. Действенность речи оратора определяется уже совершенством освоенных им через подражание речевых навыков и умений, творческой способностью включать их в общение в любой момент, когда это потребует реальная обстановка выступления.

Навыки, необходимые для подготовки и произнесения речи, приемы и способы убеждения различной аудитории, умение управлять собой и слушателями и еще множество других навыков и умений дает – риторика.

Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации. Именно такое понимание риторики дается у В.И. Аннушкина, А.К. Авеличева: «Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»; «наука об условиях и формах эффективной коммуникации». А.К. Михальская в книге «Основы риторики» отмечает: «Современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи». Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторика – это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому создается целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории. Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

Читайте также:  Как развить навык скорочтения: 7 простых упражнений

Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник «Искусство убеждения», а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова «софист»: вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-либо искусстве; затем, постепенно, беспринципность софистов, их виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения привело к тому, что слово «софист» приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.

Протагор (ок. 481–411 до н.э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения «Искусство спора», «О науках» и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек».

Горгий (ок. 480–380 до н.э.) был учеником Коракса и Тисия. Он считается основателем или, по меньшей мере, первооткрывателем фигур как одного из основных объектов риторики. Сам он активно пользовался фигурами речи (параллелизмом, гомеотелевтоном, т.е. единооформленными окончаниями и др.), тропами (метафорами и сравнениями), а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый до него предмет риторики: в отличие от других софистов, он утверждал, что обучает не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Горгий первым стал преподавать риторику в Афинах.Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей.

История риторики

История риторики, возникновение и развитие риторического идеала

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для всех современников этой культуры. Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, другими словами, риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки.

Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

1. исторической изменчивостью;

2. культурной специфичностью;

3. социальными особенностями.

Риторический идеал – это, несмотря на свою изменчивость во времени, все же именно то, что соединяет в одно целое культуры и народы. Это то, что обеспечивает непрерывность речемыслительного творчества.

Внутри риторического идеала могут происходить перестановки ценностей по значимости, могут добавляться новые элементы и исчезать некоторые прежние элементы. Тем не менее, идеал в целом сохраняет большую жизнеспособность и стремится жить до тех пор, пока жива, питающая ее культура.

Ораторское искусство Древней Греции.

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. В Древней Элладе существовал демократический способ управления государством, поэтому каждый гражданин полиса имел право публично выступить с речью. Это давало большой толчок развитию риторики; обучение этому ремеслу считалось очень престижным, что и привело к появлению первых риторов в V веке до н.э.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Он создал своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации. Велики его заслуги и в создании литературного языка аттической прозы. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Основоположник софистики – древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует.

Изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой – победа в споре, считается ученик Горгия, философ-материалист Протагор (480-410), полагавший, что «человек есть мера всем вещам – существованию существующих и не существованию несуществующих», что душа «есть чувства и больше ничего. и что все на свете истинно».

Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) тоже был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.

Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов: «Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – это человек, умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости».

По мнению софистов, цель идеального оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь. При этом неважно, соответствует она истине или нет. Обучая красноречию, софисты присвоили себе право преподавать и мудрость, и добродетель. Не только не гнушаясь, но скорее всего гордясь и даже бахвалясь умением использовать разнообразные словесные трюки, построенные или на игре значений многозначного слова, или на совпадении форм, софисты демонстрировали блестящие и тонко разработанные способы убедить кого угодно и в чем угодно.

Первым против софистов выступил Сократ (род. около 470 до н.э.). В отличие от софистов он самым важным требованием к оратору ставил логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. Перед софистами у Сократа были два преимущества: во-первых, он считал, что возможность доказать и опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину; во-вторых, в отличие от странствующих софистов Сократ постоянно жил в Афинах, вокруг него постепенно сложился круг учеников, которые затем основали «сократические школы».

Риторика в своем общепринятом смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном (427-347 г до Р.Х.), учеником Сократа, задач и целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, согласно Платону, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает перед слушателями как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно использовал ее в своих произведениях.

Далее задача превращения риторики в научную дисциплину была решена уже Аристотелем (384-322 до Р.Х.). «Риторика» Аристотеля – первая систематическая монография, описывающая «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Это великое произведение – не первое руководство по ораторскому искусству, но первый дошедший до нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичной аргументации.

Риторический идеал, выработанный Сократом, отраженный Платоном в диалогах, воспринятый и развитый Аристотелем в его «Риторике», продолженный в римской риторике Цицероном, можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль – истина; благо – добро; красота – гармония.

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385-322 гг.). В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. В литературном наследии Демосфена, пошедшем до наших дней, именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства.

В жанре торжественного красноречия основу и эталон стиля и композиции заложил Исократ (ок. 436-338 гг.). Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией, и отсюда легкодоступные для понимания.

Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. Задачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. В IV веке до н.э. Аристотель занимался обобщением теоретических достижений риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию. Риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с логикой. Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидиктических – хвалить или порицать. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, иными словами, политическое красноречие.

Ораторское искусство древнего Рима.

Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получили в Древнем Риме. Этому развитию способствовали блестящие образы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в школах.

Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном (106-43 до н.э.). По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два – этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Особенно известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений». Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.

Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.

Риторика в средние века.

Средние века добавили к теоретическому наследию античности не так много. Среди видных деятелей эпохи раннего средневековья, в Западной Европе можно выделить испанского архиепископа Исидора Севильского (560-635), англосаксонского летописца и монаха Беду Достопочтенного (673-735), а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизирован перечень риторических фигур, упорядочена терминология.

В числе риторов позднего средневековья вплоть до эпохи Возрождения следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческого и латинского языков Филиппе Меланхтоне (1497-1560).

Оценивая состояние риторики в средние века, нужно добавить, что в ней имеют место быть размышления на тему: почему успех достигается только очень талантливым или очень хитрым оратором, в то время как обыкновенные честные люди не могут увлечь за собой своих слушателей.

Риторика в эпоху Возрождения.

Кризис риторики начинается вместе с Возрождением, с воскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением “моды” на яростную письменную полемику.

В конце XVI в. в Англии появляются быстро ставшие популярными “Сад красноречия” Генри Пичема, “Искусство английской поэзии” Джорджа Путтенхема. Во Франции в этом же направлении идут искания всемирно известного поэта и теоретика классицизма Никола Буало. В XVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе.

К началу XIX в. почти повсеместно в Западной Европе риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторики зашел настолько далеко, что люди того времени думали о риторике как о напыщенной малосодержательной речи. Самые популярные на тот момент речи ораторов были очень напыщенными, пафосными и несли в себе мало смысла.

Развитие риторики в России.

Примеры ораторского искусства в России известны с XVII века, но они в основном носили неконфронтационный характер.

Сам термин “риторика” впервые появляется в переводе греческой рукописи “Об образах” в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам (“Пчела”, “Домострой”). Первый переводной учебник – книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял из двух книг – “Об изобретении дел” и “Об украшении”. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России.. В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) “De arte poetica” (“О поэтическом искусстве”), а в 1706 г. – также написанный на латинском языке “De arte rhetorica” (“О риторическом искусстве”).

Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было “Краткое руководство к красноречию” (1747), написанное М.В. Ломоносовым (1711-1765). «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей того времени и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».

Конец XVIII – начало XIX вв. характеризуются нарастающим интересом к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.

Ответом на них служат “Правила высшего красноречия” Сперанского, созданные на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII – первой половины XIX вв. имел свои закономерные последствия. С 60-х гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При этом вслед за критикой крупнейшие филологи – А.А. Потебня и А.Н. Веселовский – провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падал, пока в России не был проведен ряд судебных реформ Александра II, которые положили начало расцвету конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: П.А. Александрова (1838-1893), С.А. Андреевского (1847-1918), А.Ф. Кони (1844-1927), Ф.Н. Плевако (1842- 1908), В.Д. Спасовича (1829-1906), Н.И. Холева (1858-1899). Одновременно пришелся и расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П. Боткина, И.В. Склифосовского. И даже был заметен рост так называемого “парламентского” красноречия в России начала XX в. Риторика в главном своем назначении дала о себе знать и в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекали под свои знамена неисчислимые массы людей. И уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольда, А.В. Луначарского, Л.В. Щербы, Н.А. Энгельгардта, Л.П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, преподаватели которого предлагали программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора.В последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г.З. Апресяна, Е.А. Ножина, А.Е. Михневича, Н.Н. Кохтева, В.П. Чихачева, Д.С. Беникова. К возрождению риторики как к искусству владеть речью призывал академик В.В. Виноградов(1895-1969), проводя анализ причин упадка риторики.

Читайте также:  Детям о грибах: грибы в сказках, рассказах, видео, картинках и заданиях для детей

6.1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

6.1.1. Античная риторика. 6.1.2. Средневековая риторика.

6.1.3. Риторика в эпоху Возрождения. 6.1.4. Риторика в Новое

время. 6.1.5. Риторика в XX в. и её современное состояние.

стория риторики, которая является ровесницей европейской

И культуры в целом, насчитывает примерно два с половиной тысячелетия.

6.1.1. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Согласно древним представлениям риторика была дана людям Меркурием по приказу Юпитера. Считается, что риторика возникла в V в. до н. э. на Сицилии, когда там была свергнута тирания. Среди первых наиболее ярких риторов можно упомянуть Коракса, Лисия и Горгия (483 -367 гг. до н. э.), которого иногда называют основателем риторики. Риторика означает искусство создания и произнесения речи.

Возникновение риторики тесно связано с деятельностью софис­тов – древнегреческих философов, которые известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно что угодно, главное – вы­брать правильное средство доказательства, в число которых могло входить также манипулирование сознанием, использование непра­вильных и даже недопустимых способов доказательства. (Всё, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, ты име­ешь рога.)

Впрочем, нельзя сказать, что софисты были плохими ораторами и не могли использовать для убеждения более приемлемые средства. Роль софистов в становлении риторики была достаточно важной. Они первыми решились поставить под сомнение то, что все остальные при­нимали на веру. Если бы не софисты, видимо, философы вообще не открыли бы такого явления, как истина.

Важную роль в развитии риторики сыграл древнегреческий фило­соф Платон. Идеал Платона состоял не только в убеждении, т. е. одно­стороннем воздействии на слушающего, но и в поиске истины. Утвер­ждение Платона о том, что нельзя овладеть искусством красноречия, не познав истины, очень важно для риторики. Уже одно то, что оратор показывает в своей речи не готовый результат, а процесс его нахожде­ния, проводя слушателей по тому пути, который он проделал сам, де­лает речь гораздо более убедительной.

Платон резко отрицательно относился к софистам и софистической риторике, противопоставляя ей диалектику – особое средство поиска истины.

Особый этап развития риторики справедливо связывают с именем Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) – древнегреческого философа, логика и ритора. Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует назвать трактаты «Риторика», «Топика» и «О софис­тических опровержениях». Аристотелю удалось реабилитировать ри­торику, исключив использование риторики, связанное с возможн остью манипулированием сознанием. Аристотель указывал на то, что рито­рика должна пользоваться только допустимыми средствами убежде­ния.

Ещё одним достижением Аристотеля является изобретение собст­венно риторических доказательств. По мнению Аристотеля, оратор должен опираться на логику, не забывая также о ценностной и психо­логической сторонах убеждения.

Следующий этап развития риторики – это период эллинизма. Античная Греция постепенно утрачивает своё господствующее поло­жение, и в центре античного мира оказывается Древний Рим. Хотя римская культура достигла небывалых высот, без греческого влияния это было бы невозможно. Этот период называют эллинизмом, что сви­детельствует об усвоении Древним Римом культурных достижений Греции.

Риторика проникает в Рим достаточно рано: уже в I в. до н. э. Одна из наиболее ярких фигур в риторике этого времени, несомненно, Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Помимо большого количества речей, которые и сегодня могут служить прекрасным образцом для других ораторов, до нас дошли теоретические сочинения Цицерона, посвящённые ораторскому искусству: «Об ораторе», «Брут (О знаме­нитых ораторах)», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов».

Цицерон считал, что любой оратор должен быть разносторонне развитым человеком: «Оратор должен соединять в себе тонкость диа­лектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, грацию и жесты великих актёров».

Постепенное превращение Рима в империю, в которой император обладал неограниченной властью, оказало на риторику заметное влия­ние. По-видимому, именно эти обстоятельства привели к появлению нового понимания риторики: риторика стала рассматриваться не как искусство убеждения, а как искусство хорошо говорить.

Наиболее полно такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана (36-100 гг. до н. э.). Квинтилиан был создателем первой государственной школы риторики. Его перу при­надлежит трактат «Образование оратора, или Марка Фабия Квинти­лиана. Двенадцать книг риторических наставлений».

С именем Квинтилиана связано несколько важных изменений в от­ношении к риторике, некоторые из которых следует считать для неё роковыми, хотя не исключено, что именно благодаря Квинтилиану ри­торика выжила в более поздние эпохи.

Во-первых, именно Квинтилиан первым предложил понимание ри­торики как искусства хорошо говорить. Главная задача оратора, по Квинтилиану, не убеждать, а создавать прекрасное выражение для своих мыслей, делать из своей деятельности искусство, которое по достоинству может оценить только специалист. Риторика выходит за пределы общественной жизни, становится средством услаждения и тем самым сближается с художественной литературой (хотя Аристотель, например, чётко различал художественную литературу и риторику, посвятив им два разных трактата: «Поэтика» и «Риторика»).

Во-вторых, серьёзное внимание начинает уделяться изучению фи­гур мысли и фигур речи. И начиная с эпохи средневековья вплоть до XIX в., и даже в XX в. изучение образных речевых средств было едва ли не единственной активно развивающейся частью риторики.

В-третьих, при Квинтилиане риторика начала превращаться из ак­тивного средства общественной борьбы в школьную дисциплину. И если Цицерон полагал, что оратор по-настоящему формируется на фо­руме, то Квинтилиан предпочитал готовить ораторов в риторической школе.

В культурной жизни древних обществ риторика, как мы видим, иг­рала важную роль. Риторика была обязательной дисциплиной при обу­чении детей: она, наряду с грамматикой и диалектикой (логикой), вхо­дила в состав тривия (trivium – трёхпутье) – набора обязательных дисциплин в начальном школьном образовании (кстати, отсюда – три­виальный).

6.1.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ РИТОРИКА

В Средние века риторика сохраняет статус одного из компонентов тривия, заимствованного средневековьем у античности. Основным со­держанием курса риторики было учение о жанрах речи, опиравшееся в основном на идеи античного поэта Горация; учение о стилях, которое было разработано Вергилием; а также учение о фигурах. В это время риторика ориентируется не на ораторские, а на художественные тексты.

Можно отметить следующие особенности средневековой риторики.

• На первое место выходит гомилетика – искусство церковной проповеди. Кроме гомилетики важную роль играет и академическое красноречие. Конфронтационное красноречие, тесно связанное с су­дебными разбирательствами и государственной деятельностью, отхо­дит на второй план. При произнесении проповеди речь идёт, естест­венно, не о противостоящих точках зрения, здесь зачастую имеет место предписание.

• Продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия сред­невековья активно использует эти образные средства.

• В Средние века в целом продолжается процесс «вырождения» ри­торики, которая из практически ориентированной дисциплины превра­щается в школьный предмет, оторванный от реальных нужд общения.

6.1.3. РИТОРИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В эпоху Возрождения в культуре происходят очень важные изме­нения. В этот период христианство перестаёт быть ведущей идеологи­ей; в сфере мысли, науки, искусства всё ощутимее стремление осво­бодиться от религиозных догм. Если в античности в центре мира находилась природа, а в Средние века – Бог, то в период Возрождения на это место становится человек. В это время в риторике происходят следующие процессы.

• В период Возрождения приобретают новый статус н ациональные языки (в противовес латыни прежних времён), активно развивается публичная коммуникация, не связанная с академической и церковной сферой. Развитие экономики и культуры способствует активному раз­витию красноречия торгового, парламентского и судебного. Даже цер­ковное общение начинает осуществляться не на латыни, а на нацио­нальных языках.

• Во времена Возрождения был создан целый ряд учебников по риторике, которые используются и в наши дни. В этот период ритори­ка сближается с изучением поэтической, художественной речи. Нега­тивный аспект этого сближения заключается в том, что риторика и ху­дожественная литература, используя одни и те же средства, делают это по-разному, т. е. в соответствии с теми законами, которым они подчи­няются.

• В это время фактически заново создаются многие отрасли крас­норечия: риторика светской беседы, риторика портрета и пр. Местом формирования этих риторик были, как правило, светские салоны. Бла­годаря этому бурно развивается сфера культуры речи, что положи­тельно сказалось на становлении национальных языков.

6.1.4. РИТОРИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

Новое время – это период, когда риторика в некоторых своих про­явлениях (прежде всего, в изучении тропов и фигур) достигает макси­мального расцвета. В Новое время риторика окончательно превраща­ется в дисциплину, сосредоточенную на красоте речи, т. е. на средствах повышения её изобразительности.

Риторика перестаёт восприниматься как особая эффективная наука. Именно в это время складывается представление о риторичности как о напыщенности и бессодержательности. Уже в XVIII в. во многих евро­пейских государствах риторика исключается из числа школьных дис­циплин.

Однако можно утверждать, что риторика всё же продолжала суще­ствовать и на протяжении XVII-XIX вв. В это время происходит деле­ние риторики на общую и частную. Правила ведения и построения речи являются предметом общей риторики, тогда как описание и реко­мендации к ведению речи в разных её видах – это предмет частной ри­торики. В этот период переживает свой расцвет церковное красноре­чие, активно развивается судебное, академическое и политическое красноречие. Среди ярких представителей последнего можно назвать Мирабо и Робеспьера.

Именно к Новому времени можно отнести формирование риторики в России. В 1617-1619 гг. появился первый оригинальный русский учебник митрополита Макария, в 1620 г. на русский язык была переве­дена «Риторика» Ф. Меланхтона. Задолго до этого был переведён трак­тат Г. Херобоска «Об образех». В 1706 г. появляется трактат Феофана Прокоповича «Об искусстве риторики». Кроме того, на русском языке было создано множество прекрасных проповедей.

В русской словесности деление на общую и частную риторику появ­ляется в конце XVII в. Ещё в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют как частная, профессио­нально ориентированная риторика, так и общая, изучающая законы эф­фективной речи в различных сферах профессиональной деятельности, где особенно велика роль слова, т. е. в политике, педагогике, торговле, юриспруденции, дипломатии, медицине, журналистике и т. д.

Однако обучение ораторскому мастерству осуществлялось в ос­новном в форме подражания образцам, риторическая теория была раз­вита недостаточно.

Особый этап развития русской риторики связан с именем М.В. Ло­моносова. В своём «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.) Ломоносов исходит из аристотелевского понимания риторики как ис­кусства убеждения. Вслед за Аристотелем Ломоносов большое значе­ние придаёт психологическим доводам.

В конце XVIII в. и несколько позже в России появляется большое количество новых учебников по риторике. Это «Опыт риторики» И.С. Рижского, «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая риторика» и «Частная риторика» Н.Ф. Кошанского, «Исследо­вание о риторике в её наукообразном содержании и в отношении, ка­кое имеет она к общей теории слова и логики» К.П. Зеленецкого.

6.1.5. РИТОРИКА В XX в.

И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В XX в. интерес к риторике возрастает. Происходит это во многом благодаря увеличению интереса к языку. Исследователи начинают от­чётливо осознавать связь между языком и властью. Особенно это каса­ется структуралистов и постструктуралистов (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Ла­кан, К. Леви-Стросс). Заметный вклад в риторику внесли уже упоминавшийся Ролан Барт, Цветан Тодоров и Жерар Женнет. Бель­гийскими учёными, принадлежащими к «Группе ц», создан знамени­тый учебник «Общая риторика», переведённый на русский язык.

Интерес к риторике возрождается и в связи с аргументацией. Од­ним из наиболее ярких явлений XX в. в этом отношении стали работы ещё одного бельгийского исследователя – Х. Перельмана, который по­пытался в своих работах возродить аристотелевскую риторику и ввёл термин неориторика. Неориторика занимается поиском путей практи­ческого применения «влитых» в неё дисциплин, таких как логика, фи­лософия, герменевтика, этика, эстетика, психология, лингвистика тек­ста, поэтика, теория аргументации. Неориторика – наука о правилах убедительной коммуникации. Следовательно, как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения неориторика предполагает выяв­ление механизма нюансирования воздействия.

К этому направлению риторических исследований можно отнести работы Стивена Талмина и многих других английских и американских исследователей.

В послереволюционной России риторика переживает непродолжи­тельный расцвет. Во многом это связано с созданием Института живо­го слова, в котором достаточно большое внимание уделялось теории убеждающей речи и теории спора. Однако в силу того, что к риторике продолжает сохраняться отрицательное отношение, а особенности по­литического строя Советского Союза исключали развитие полемиче­ской коммуникации в общественной и политической сферах, место риторики занимают такие дисциплины, как ораторское искусство и культура речи, которые многое заимствуют из риторики.

За последние десятилетия в России происходит активное развитие риторики, что связано с политическими переменами, которые делают более востребованным искусство публичного доказательства. Появи­лось множество учебников и практических пособий по риторике с раз­ной степенью новаторства и верности традициям излагающих наибо­лее важные положения этой дисциплины. Одним из таких учебников является «Риторика» Г.Г. Хазагерова и И.Б. Лобанова.

Таким образом, пройдя извилистый путь, риторика сохраняет и приумножает риторическое мастерство людей, на основе практических достижений развиваются риторические теории, в недрах риторических теорий вызревают новые науки, чтобы в конце концов образовать мно­гомерное пространство, в котором риторическим знаниям и умениям отведена заметная роль.

Откроем тайны истории и развития риторики

Риторика в переводе с греческого слова «rhetorike» дословно обозначает «ораторское искусство». Изначально она подразумевала под собой прямое значение – умение красиво говорить и выражать мысли на публике. Позже понятие риторики неоднократно видоизменялось в зависимости от периода развития культуры человечества.

Зарождение риторского искусства

Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.

Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:

  • Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
  • Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
  • Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
  • Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.
  • Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами».

Идеология софистов имела ряд особенностей:

  • Главное – манипуляция аудиторией.
  • Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
  • Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».

Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.

Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).
Читайте также:  Дыхательная гимнастика в детском саду: проведение, картотека, цели, вариант для подготовительной и средней группы

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

Аристотель и его значение в становлении риторики как науки

Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:

  • 1 – рассказывает, какое место занимает риторика в системе античных наук, какими родами речей она представлена;
  • 2 – описывает способы убеждения слушателей;
  • 3 – изучает проблематику стиля и построения речи.

Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.

Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:

  • 1 – отправитель речи;
  • 2 – речь;
  • 3 – получатель речи.

Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.

Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.

Риторика Древнего Рима

Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.

Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:

  • «Об ораторе»;
  • «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
  • «Оратор»;
  • «О наилучшем роде ораторов».

Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:

  • В первую очередь оратору следует найти что сказать.
  • Второе – разложить материал в строгом порядке.
  • Облечь в словесную форму.
  • Обязательно запомнить материал.
  • Произнести речь.

По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.

Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.

Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения

В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:

  • потребность в искусстве оратора снижается;
  • риторика нужна не всем, в ней нуждаются священнослужители и учёные;
  • утрата многих традиций античной риторики, хотя используются некоторые наработки (в частности, латынь);
  • служит в качестве украшения выступлений политиков и речей проповедников.

В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.

Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.

Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:

  • «Сад красноречия» – Генри Пичем.
  • «Искусство поэзии» – Николя Буало.
  • «Искусство английской поэзии» – Джордж Путтенхем.

Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.

История риторики в русской культуре

Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:

  • Красноречие политическое – нужно было проявлять на народных собраниях, вече или сходках старейшин.
  • Чтобы вдохновить войска перед битвами использовалось военное красноречие.
  • Дипломатическое – договоры между воинствующими сторонами.
  • На пирах и тризнах родилось торжественное направление в искусстве ораторов.

После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.

Несмотря на развитую культуру красноречия, до XII века на Руси не существовало учебной литературы по риторике. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».

Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.

Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:

  • Сперанский М.М. (1772–1839) – написал курс словесности (1792), в работе изложены нормы и правила речи для оратора.
  • Никольский А.С. (1755–1834) – в своих трудах «Логика и риторика» (1790) и «Основания российской словесности» (1792) рассматривает прозаическую, ораторскую и стихотворную речь, каждой даёт характеристику.
  • Рижский И.С. (1755–1811) – создал сочинение из 4 частей «Риторика», по этим произведениям велось учение многих поколений в университетах.

Первая половина XIX века — расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.

Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.

Развитие русской риторики в XX веке

В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.

Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.

Одними из значимых книг Виноградова стали:

  • «Очерки по истории русского литературного языка XIII–XIX веков»;
  • «Русский язык».

Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.

Учёный совместно с другими филологами работал над созданием «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. В ходе этой работы выходит статья Виноградова, где он обобщает предыдущий опыт по созданию словарей данного типа. Для этого учёному приходилось читать и изучать много литературы начиная с древнерусских азбуковников, заканчивая словарями современников.

В труде Виноградова «О художественно прозе» можно читать о судьбе и истории русской риторики. Он отмечал, что ораторская речь должна стать «неотложной темой русской филологической науки». Но академика не услышали. Попытка возродить риторское искусство после революционных событий XX века не удалась. Но шаги в этом направлении предпринимались. Так, в 1918 году в городе Петрограде был создан Институт живого слова, где разрабатывали теории красноречия, писали статьи по тематике, проходило учение лекторов. Но в начале 30-х годов XX века институт вошел в состав Института языкознания и прекратил существование.

Тоталитарный режим XX века в России не нуждался в мастерстве ораторов, само слово «риторика» стало отождествляться с пустой и ложной речью. Риторические традиции прервались на многие годы. В 50–60 гг. учёных заинтересовала проблематика культуры речи.

Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.

Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, её разработка ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и ещё рядом наук. Это направление получило название «неориторика».
‘ alt=””>

Древнегреческая риторика

Древние греки почти во всем опережали другие народности того времени на этапе развития. Неудивительно, что возникновение и становление риторики произошло именно в Древней Греции.

Во времена античности проявилась любовь к красивому слову и стало цениться умение выступить публично. Так и появился новый вид искусства, а в последствии, наука — риторика.

История возникновения

Возникла риторика в 5м веке до нашей эры. Эмпедоклон, со слов Аристотеля, считается изобретателем нового вида искусства. А первая работа в риторике — это трактат ученика Эмпедоклона — Коракса.

К сожалению, трактат не сохранился до наших дней, о его содержании стало известно из трудов древних писателей. Коракс был судебным адвокатом, пребывал в любимчиках у сиракузского тирана Герона.

Он первым сформулировал определение риторике: » Красноречие есть работница убеждения «. На этом он не остановился и определил композицию ораторской речи, которая используется и в наши дни, разделив ее на основные части:

  1. Вступление.
  2. Предложение.
  3. Изложение.
  4. Доказательство — борьба.
  5. Заключение.

Коракс высказал мнение (и придерживался его), что цель оратора состоит не в раскрытии истины, а в четкости и убедительности речи при помощи софизмов ( заведомо ложных умозаключений ).

Основоположники

Следующим основоположником риторики считается ученик Коракса — Лисий. Он продолжал развивать, как и его учитель, систему софистических доказательств.

Особенно восхвалял «крокодилит » (логический парадокс ) своего учителя. У него тоже были ученики. Частью методики преподавания было заучивание наизусть отрывков из прославившихся речей известных публичных людей.

Одним из его учеников был Горгий Леонтийский. Он пошел дальше своего учителя. Смог в своих речах убедительно перевернуть истинное. Например:

  • выдать старое за новое, а новое — за старое;
  • об одной и той же веще высказать абсолютно противоречивые взгляды.

Горгий был уверен, что не истина — главное, а вероятное. У него были ученики и последователи. Методика его преподавания не отличалась от методики Лисия, своего учителя — заучивание наизусть отрывков из произведений или речей лучших ораторов.

В наследие от него осталась интересная работа — трактат «О приличном случаю». В нем Горгий учит как серьезные доводы можно уничтожить насмешкой, а на насмешку ответить с достоинством.

Из школы Горга вышли известные миру ораторы: Пол, Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Федор Византийский, Протагор, Продик, Исократ.

Следующими известными именами для истории в области риторики стали: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Значение античной риторики для мировой культуры

Зародилась и развивалась риторика в Древней Греции, потом ее учение вышло за пределы страны и перекинулось в Древний Рим, затем — в западную Европу, дальше — в восточную Европу, к славянам.

Скажем больше, ораторское искусство не потеряло своей актуальности и в наши дни. На протяжении всего развития человечества изучались и изучаются труды древних ораторов.

Талант убеждения и мастерство ораторского искусства было и есть востребованным во все времена и в любой точке мира на Земле.

  • Работы мастеров античной риторики были и есть предметом споров и восхищений.
  • Они стали фундаментом зарождения новых наук: философии, логики, лингвистики, функциональной стилистики, культуры речи.
  • Изучаются в ВУЗах на факультетах философии, лингвистики, психологии и юриспруденции;
  • Риторика стала частью качественного гуманитарного образования.
  • Большой популярностью пользуются курсы красноречия, которые способствуют приобретению навыков убеждения, повышению самооценки отдельного человека, излечиванию от » косноязычия».

Риторика Древней Греции

Период зарождения искусства риторики приходится на период Афинской демократии.

Послужило этому то, что гражданин, который обращался в суд, должен был сам выстроить свою речь для защиты или обвинения. Именно умение формулировать свои мысли, убедительно объяснять и доказывать, влияло на результат решения данного суда.

В то время так ценилось владение ораторским искусством, что позволяло сделать блестящую политическую карьеру. Потому как в управлении государством имело огромное значение мнение Народного собрания и Совета пятисот.

Создателями искусства риторики считаются софисты, которые не особо обладали морально-этическими принципами. Зато у них был талант красноречия и умение управлять, манипулировать сознанием толпы.

Основоположником высокой риторики стал Сократ. Он считал, что софисты умышленно пользуются ложным рассуждением, и стал ярым противником их учений.

За основу своего учения он взял оперирование истинными понятиями и логическими доказательствами в споре. Был уверен, что именно это обеспечит настоящую победу.

Аристотель внес огромный вклад в развитие риторики тем, что систематизировал имеющиеся на то время знания. Один из его трудов — трактат » Риторика «, состоящий из 3х книг.

Аристотель вывел основные законы риторики, которые являются и на сегодняшний день основополагающими для любого оратора публичных выступлений.

Интересен для истории Демосфен — ученик Сократа и Платона. Он имел косноязычее и страх перед толпой. Однако, сумел преодолеть эти препятствия, благодаря своей целеустремленности и упорству.

Его примитивная методика борьбы с козноязычеем применяется до сих пор у учащихся красивому слову. Это — камешки во рту.

В период средневековья интерес к риторике ослабевает и возобновляется с новой силой уже в 19м веке. Огромный вклад в ее развитие внесли наши соотечественники: М. В. Ломоносов, М. Монтель.

Пример ораторского таланта — Л. Троцкий. В наши дни риторика продолжает свое развитие, постоянно обращаясь к трудам мастеров ораторского искусства Древней Греции.

Ссылка на основную публикацию