ПОДЕЛИТЬСЯ

Работодатели могут возместить часть средств, потраченных на охрану труда, из ФСС. Но многие этим пренебрегают, потому что процедура кажется запутанной. На деле все не так сложно.

ФСС может возместить часть расходов на мероприятия по охране труда в рамках программы софинансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Для получения возмещения организациям -страхователям необходимо руководствоваться Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н) (далее — Правила).

Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н.

В каком размере организация может претендовать на возмещение (софинансирование)?

В соответствии с п.2 Правил, максимальный объем средств, по которым страхователь может подать заявление в ФСС на возмещение (софинансирование) рассчитывается по формуле:

Предельная величина, которую разрешено направить на финансирование мер по сокращению производственного травматизма составляет 20 процентов от величины взносов «на травматизм» за предшествующий календарный год за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же год.

Пример:

Организация «Астра» за 2015 г. начислила и уплатила в бюджет ФСС РФ взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере 144 200 руб. При этом работнику Мишину И.В. было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 18 300 руб. Следовательно, в 2016 г. у ООО «Астра» может претендовать на возмещение своих затрат на мероприятия по охране труда в размере не более 25 180 руб. ((144 200 руб. — 18 300 руб.) x 20%).

Для организаций, у которых численность работников не более 100 человек, и кто в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему году, не проводил мероприятий за счет ФСС, предусмотрена возможность использовать 20 процентов от суммы взносов «на травматизм» за три последовательных года, предшествующих текущему году, за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же период, но не более суммы взносов «на травматизм», подлежащей перечислению в текущем году.

Куда и когда обращаться?

Страхователь обращается с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.

Срок обращения — до 1 августа текущего календарного года.

Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п.4. Правил).

По каким мероприятиям можно претендовать на софинансирование?

Перечень мероприятий, по которым организация может претендовать на возмещение части затрат четко ограничен в п.3 Правил.

а) проведение специальной оценки условий труда

(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

в) обучение по охране труда определенных категорий работников:

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

— руководителей организаций малого предпринимательства;

— работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

— руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

— руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

— членов комитетов (комиссий) по охране труда;

— уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением:

— специальной одежды,

— специальной обуви;

— других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ)

в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее — типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

За счет взносов на травматизм можно зачесть оплату отпуска за период санаторно-курортного лечения работника

Компания вправе зачесть в счет взносов на травматизм сумму дополнительного отпуска за период санаторно-курортного лечения работника (п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). Такой отпуск положен работникам, получившим травму или профессиональное заболевание на производстве. Но на практике возникают споры, если компания зачла оплату за дни отпуска, выпавшие на нерабочие праздничные дни. Например, на 12 июня. По мнению ФСС, это запрещено, так как праздники не включаются в число дней отпуска (ст.120 ТК РФ). И фонд может исключить праздник из числа оплачиваемых дней и суммы не возместит.

В то же время по закону надо оплатить дни отпуска за весь период санаторно-курортного лечения работника (подп.10 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). И не имеет значения, что на эти дни выпали праздники. Значит, и ФСС должен возместить оплату полностью. Поэтому компании могут добиться в суде зачета оплаченного отпуска в счет взносов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2013 N А27-19609/2012).

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 года N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 года N 13796) (далее — Перечень);

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

Также можно возместить за счет взносов на травматизм расходы на покупку аптечек. Возмещают расходы на медицинские изделия, которые обязательно входят в состав аптечек (приказ Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 года N 169н).

В какие сроки принимается решение Фондом и направляется страхователю?

Сроки принятия Фондом решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается (п.8 Правил):

Сумма страховых взносов, начисленных страхователем, подавшим заявление, за предшествующий год

Кем принимается решение

Сроки принятия решения

До 8 000 000 руб. включительно

Территориальным органом Фонда

В течение 10 рабочих дней со дня получения Фондом полного комплекта документов.

Более 8 000 000 руб.

Территориальным органом Фонда
после согласования с Фондом

1. Территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов направляет их на согласование в Фонд.

2. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (п.9 Правил).

В случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании, решения должно содержать обоснование причин отказа.

Страхователь может отслеживать судьбу своего заявления. ФСС станет размещать в интернете информацию о дате и времени поступления заявления, о наименовании страхователя и о ходе рассмотрения (п.7 Правил).

В каких случаях Фонд может отказать?

1. На этапе принятия заявления (пп. «г» п.10 Правил)

При представлении страхователем неполного комплекта документов заявление к рассмотрению не принимается.

Что может предпринять страхователь?

Страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с приложением полного комплекта документов.

2. Решение об отказе после рассмотрения заявления (п.10 Правил)

Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Что может предпринять страхователь?

Решение территориального органа Фонда об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе Фонда или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.11 Правил).

Рекомендуем также обратиться к дополнительному материалу «Что важно сделать компании, чтобы ФСС РФ возместил ей расходы на проведение спецоценки условий труда»

В каком виде организация получает возмещение?

Возмещение расходов осуществляется за счет снижения сумм страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ (абзац 2 п.2 Правил).

Бухгалтерский учет операций по софинансированию

По вопросу бухгалтерского учета операций по софинансированию рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

Учет операций по финансированию предупредительных мер по сокращению травматизма в коммерческой организации;

Учет операций по финансированию предупредительных мер по сокращению травматизма в казенном учреждении (Инструкция 162н).

Упрощенщикам пока опасно списывать расходы на спецоценку

Затраты на специальную оценку условий труда не поименованы в закрытом перечне расходов на упрощенке (п.1 ст.346.16 НК РФ). Поэтому компании на спецрежиме не вправе их списывать, считают в Минфине (письмо от 16.06.2014 N 03-11-06/2/28551).

Как отчитываться организации перед Фондом по средствам, согласованным в положительном решении?

В соответствии с п.12 Правил страхователь:

1. Ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов

2. Ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. Как правило, отчет представляется одновременно с представлением Расчета по форме-4 ФСС.

Внимание!

Форма отчета Правилами в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 N 580н не установлена.

Рекомендуемая форма отчета на соответствующий год доводится до сведения налогоплательщиков письмами ФСС РФ.

В настоящее время рекомендуется использовать форму Отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, установленную письмом ФСС России от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779.

В отчете отражаются сведения о запланированных и фактически понесенных расходах на предупредительные меры (по видам мероприятий) нарастающим итогом с начала года.

3. После завершения запланированных мероприятий представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы на указанные мероприятия.

В случае, если часть денег осталась неистраченной, об этом следует сообщить в территориальный орган ФСС не позднее 10 октября текущего года.

Точный срок для подачи подтверждающих документов не установлен. Рекомендуем уточнить срок представления данных документов в отделение ФСС РФ по месту регистрации организации.

Внимание!

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п.14 Правил).

Важно, чтобы расходы были фактически оплачены, поэтому следует представить соответствующие платежные поручения.

4. Данные, связанные с софинансированием мероприятий по предупредительным мерам по снижению травматизма и охране труда необходимо отразить при заполнении формы-4 ФСС.

Налогообложение возмещения (софинансирования). Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль финансовое обеспечение неправомерно считать в рамках налогообложения целевым финансированием. Такая позиция и ее обоснование изложены в письме ФНС России от 20 декабря 2011 года N ЕД-4-3/21637@.

Таким образом, суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленные на финансирование предупредительных мер, не подлежат включению в Лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Перечень документов, представляемых в ФСС для получения возмещения

Перечень документов и копий документов приведен в пункте 4 Правил.

Копии документов должны быть заверены печатью страхователя (п.6 Правил).

Требование представления иных документов (копий документов), помимо документов, указанных в пункте 4 Правил, с учетом исключений, предусмотренных пунктом 5 Правил, не допускается.

Документы, представляемые страхователем вне зависимости от типа мероприятия:

Документ

Примечание

1. Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Форма заявления правилами не установлена, поэтому заявление может быть составлено в произвольной форме.

2. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году с указанием суммы финансирования

План должен быть разработан с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

3. Копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников

Перечень мероприятий разрабатывается по результатам проведения специальной оценки условий труда.

4. Копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

Документы, представляемые страхователем дополнительно в зависимости от видов мероприятий, по которым подается заявление на софинансирование (пункт 4 Правил):

1. Проведение специальной оценки условий труда

Документ (копии документов) обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер

Примечание

1. Копия приказа организации о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

См. Примечание в конце таблицы

2. Копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием:

— количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда,

— стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.

Организация — исполнитель должна быть аккредитована в порядке, установленномПриказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года N 205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»

Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий трудаутверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N 599

3. Копия уведомления Минздравсоцразвития России о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

В рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган Фонда самостоятельно запрашивает посредством межведомственного запроса о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда)

Для сокращения сроков получения решения, страхователь вправе самостоятельно представить в территориальный орган Фонда документы (копии документов), сведения о которых могут быть запрошены территориальным органом Фонда в рамках межведомственного взаимодействия (п.5 Правил)

Примечание:

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По представлению таких документов рекомендуем проконсультироваться в вашем региональном отделении ФСС.

2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

Документ (копии документов) обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер

Примечание

1. Копия отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силуФедерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991) порядком, не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда);

2. Копия отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;

См. Примечание

3. Копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, не требующих приобретения оборудования нужно представить копию договора на проведение соответствующих работ.

3. Обучение по охране труда определенных категорий работников:

Источник